Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Мы рады
приветствовать всех в нашей уютной школе. Татарский народ всегда славился своим
гостеприимством.
В национальной культуре много весёлых праздников,
интересных занимательных обрядов, обычаев и традиций. Татарский народ многие
работы, требующие больших физических сил, много времени,
привыкли выполнять вместе, коллективно, взаимовыручая друг – друга –
бесплатно. До сих пор в деревнях сохранилась эта традиция – өмә – коллективный труд. Для выполнения особо
важных, значимых работ приглашаются соседи, родственники, друзья. Сообща строят
дома, убирают урожай, ощипывают гусей. Вот об этом старинном обряде, дошедшем
до наших времён, мы и поговорим сегодня, обобщим наши знания.
1. Кто начнёт? Что такое “Каз өмәсе”? или «Ощипывание гусей»? Этот обряд проходит поздней
осенью или в начале зимы, после первых заморозков. Всё лето хозяйка ухаживает
за гусятами: кормит их, стережёт на берегу речки от воровок – ворон. Издавна
достаток и благополучие хозяйки оценивались по количеству и упитанности гусей.
2. Вообще, гуси считались ценными
благородными птицами. Самым дорогим подарком на свадьбе было подношение гуся
молодым супружеской парой, прожившей в браке достаточно много лет и являющейся
примером для подражания.
3. Мне бабушка рассказывала, что
гусиное мясо засаливали, и оно долгое время не портилось без холодильников,
которых раньше не было.
4. А гусиными перьями писали,
промокая их в чернила.
5. Вот посмотрите, ребята, - помазок
из гусиных перьев. Им мы смазываем блины, пироги, сковороду.
6. А гусиный пух не зря ценится
повсюду. Из него получаются самые мягкие, пышные подушки и перины.
7. Канатлар – гусиные крылья. Они
служат для подметания полов. Раньше ими выметали остывшую
золы из печей.
Ребята, а сейчас мы поговорим непосредственно
об обряде Каз өмәсе – Ощипывание гусей..
Вот и подросли, пожирнели гуси –
пора их заколоть. С вечера хозяйка оповещает своих соседей, родственников о
предстоящей работе. Наутро приходят девушки и женщины постарше. Начинается
трудоёмкая, кропотливая работа. Прежде чем ощипать гусей, их надо ошпарить, но
не сильно, чтобы не порвать при ощипывании нежную гусиную кожу. Пожилые женщины
наблюдают за работой девушек, выбирая тем самым себе умелую и аккуратную,
работящую сноху и жену сыну. Но вот работа закончена. Девушки спускаются к
речке, чтобы помыть гусей холодной водой. По дороге они разбрасывают гусиные
крылышки. Этот обычай гласил о том, что на следующий год на тропинке будут
толпиться молодые гуси. Пока девушки моют гусей, хозяйка дома печёт блины,
готовит вкусный обед. Девушки возвращаются, переодеваются в свои чистые наряды
и тут начинается веселье. Но какое же веселье без женихов? Юноши тоже готовятся
к празднику: заранее узнают где будет Каз өмәсе. Но только достойные парни попадают на праздник. При входе
девушки им предлагают купить крылышки. Если у юношей нет денег, сладостей или
ещё чего – то, их при входе потчеют полотенцем по
спине. Начинается веселье, которое длится до самого утра. Сейчас мы покажем
этот обряд
КАЗ ӨМӘСЕ
1 нче кыз.:
Килегез-кил, бәбкәләрем,
Җәй буе иркен сезгә;
Зур үсәрсез, тазарырсыз,
Бик ерак әле көзгә.
Җыр “Балалар
һәм бәбкәләр”
2 нче кыз.:
Лето прошло, наступила осень,
Подросли и пожирнели гуси –
Пора их заколоть.
3 нче кыз.:
Мы ощипываем гусей,
И это нам нравится,
Ведь с песнями и шутками
Дело скоро ладится.
Җыр “Каз канаты”
4 нче кыз
Кызлар, инде инешкә төшеп, казлар юарга кирәк
(Кызлар чыгып китә, әбиләр керә)
Ишектә ике карчык
күренә
Гөлчәчәк әби
(хуҗабикә) коймак пешереп тоткан
Галя - знакум – аның күршесе
Галя – знакум: Исәнмесез, здравствуй, соседушка! Ай-ай, Гулчячяк-бану!
Я говорю: твои гуси славные какие!
Один другого краше; жирные, упитанные. И чем это
только ты их откармливала? Не стыдно даже хану к столу поднести, не придётся
краснеть. Сколько штук-то их было?
Гөлчәчәк әби 26 голова инде. Я бит списиалист
гусялардан. Әе-әе! Хәзер молодёжь-та бит бик уңган, молодиц. Глаз не моргнул-уже ущипал. Вода белән дә ричкада спаласнул. Глаз не успел моргнуть.
Галя – знакум: Я тоже недавно по вашему татарскому обычаю Өмә собирала.ЭЭХ! У
Ахата дочка говорю… Какая умница, красавица! А трудолюбивая какая! Эх, такую бы
в невестки! Сказать честно: не посмотрела бы на веру и то, что вы татары, а мы
русские. Мы же с тобой – подруги, всю жизнь бок о бок живём. Если бы нашему
Николаю жеребец в голову не пнул, Эммегелсем в
невестки взяла бы. Эх-хе-хе! Как уж богу будет угодно!
Гөлчәчәк әби Да, красивый пара. Счас молодойлар
не слушайт нас. Хочет – женится.Ахатлар – безнең радня. Поможет буду тибя.
Хочешмы?
Галя – знакум: Спасибо большое на добром слове. Хорошо было бы!
Кыз: Мин егетләрне чакырдым. Ата-бабадан
калган йоланы эшләмичә ярамый, диләр. Кызларга да кызыгырак
булыр иде, егетләр дә кермичә, каз өмәсе буламыни
ул? Дорогая
бабулечка, разреши нам юношей впустить? С ними ведь нам интереснее и веселее
будет
Гөлчәчәк әби Юк, кертмибез. Монда эшләре
калмаган. Дилать ничива.
Кыз: Әбием, бәгырем, ризалаш инде.
Гөлчәчәк әби Чё делать? Галя-знаком? Просит бит.
Галя – знакум: Ну пусть уж придут, вон как умоляет. Да и то сказать, что ты собираешься
нарушить старинный обычай ваших дедов и отцов? Испокон веков на вечеринки
женихи приходили. Вспомни, как мы с тобой гуляли....
Гөлчәчәк әби Да, помнишь, тебя Галимҗан украсть хател?
Латно я ысказал твая мамыга… Быстры бегает – спасал
тибя. (Девушке) Ярар, пусть приходят
Галя – знакум: Пойдём, соседушка, к нам. Не будем мешать молодым. Блины свои возьми,
спокойно чай попьём, поболтаем, вспомним молодость
Гөлчәчәк әби (в сторону) Хм, гостига свой блины
брать!? (обращаясь к соседке) А ты, Галя-дус, пенсия получил? Пряник, наверны,
купил, канфит. Зачим блины?
Галя – знакум: Вкусные у тебя блины, возьми.
Гөлчәчәк әби Ладны инде, вазьму. Твой пряник та
фкусный, канфит та.
(Обращаясь к девушке)
Я тута рядом буду.Пять минутка гына барам. Плохой дела не
делайте(Әстәге әфирулла), если до утра не приду.(Уходят)
Кызлар менә, кызлар, эш
тә бетте. Киенеп-ясанып алыйк. Хәзер егетләр дә килеп
җитәрләр.
5 нче кыз Ә син егетләрне чакырдыңмы соң?
------Чакырдым, чакырдым.
(Юноши стучаться.)
Кызлар Егетләр килгәннәр! Кертәбезме?
1 нче егет
Тәрәзәдән карагыз да
Карап, кемне таныйсыз?
Карап, тилмереп торганчы,
Ник чакырып алмыйсыз?
Кыз Егет, сиңа ни кирәк?
2 нче егет
Пешкән симез кыз кирәк.
Юк, симез каз кирәк,
Тагын матур кыз кирәк.
Кызлар Каз казанга төшәгән,
Егет үзе пешмәгән.
Уен “Челтәр элдем читәнгә”
Ручеёк
Малай (уңган
кыз турында) Ай, сез, кызлар! Нинди уңганнар, нинди булганнар! Арагызда
иң уңганы кайсыгыз соң?
Кызлар Без барыбыз да уңганнар, ә арабызда иң уңганы,
иң булганы – Өммегелсем!
Җыр “Өммегелсем”
Кызлар Канат сатабыз, канат,
Яхшысын сайлап, карап.
Егет булсаң-канат ал,
Бер алтын чыгарып сал.
Продаются крылышки
Пара
– золотой.
Не
скупись, не жадничай
Парень
молодой.
Егет Кыймәт
икән – бер алтын
Канатлар сездә калсын.
Кыз Егет саран булмасын –
Акча жәлләп тормасын.
Все: Старинный праздник
наш обряд,
Знакомит нас, сближает
И красоту духовную
В наследье оставляет.
Җыр “Канат сату”
Заключение: На уроках
татарской литературы и языка, а также на занятиях фольклорного объединения
«Карлыгач», мы возрождаем традиции, обычаи, обряды своего народа, не даём им
уйти в небытие, т.к. знание татарского фольклора осознаётся современным
обществом, как непременная составляющая духовности поколений, приобщение к национальной
культуре и истории татарского народа.
Знакомство
с национальной песней, национальными обрядами, традициями расширяет кругозор
ребёнка о народе в целом. Через глубокое познание своего родного наследия, детям легче и доступнее принять и понять культуру
и быт братских народов. И это на наш взгляд необходимое условие для достижения
толерантности.