Традиция в переводе с латинского означает «передача».
Признаками традиции являются массовость, прочность, жизненность, долговечность,
многообразие. Составной частью традиций являются обычаи.. Всё это – творение
народа, где отражён исторический путь. Когда традиции соблюдаются постоянно и
регулярно – они превращаются в привычную форму действия, устойчивый стереотип
поведения. Вот это и должно быть нашей конечной целью в воспитании учеников
нашей школы на традициях татарского народа.
Такие качества, как уважение к старшим, любовь к людям и
родной земле, взаимопомощь и доброжелательное отношение к другим народам,
трудолюбие, народ считал определяющими в характере человека. «Опирайся не на силу рук, а на доброе
сердце», «Золото на земле не валяется, доброта не забывается» -
провозглашает татарский народ.
Новое всегда вырастает из старого. Народные традиции и
обычаи складываются тысячелетиями. Поэтому в нашей школе очень плавно и наряду
с новыми влились и религиозные традиции: такие, как Корбан-байрам, посещение
мечети, имеющие не только религиозное воспитание, но и воспитание гуманных
отношений(уважение к старшим, скромность, вежливость, внимательность и
доброжелательность, чуткость и отзывчивость, сочувствие и сострадание) Как
дети, так и родители не остались в стороне от национальных традиций, приняв
активное участие в праздник Корбан-байрам. Дети, которые наиболее
заинтересовались религиозной стороной воспитания, в определённые дни посещают
мечеть и получают дополнительное воспитание и образование в области религии и
истории, обучаются азам арабского языка и каллиграфии. Школа должна оставаться
общеобразовательной и религиозных обучений здесь быть не должно. Но каждому
желающему оно должно быть доступно.
Как один из элементов воспитания на национальных традициях
является устное народное творчество: пословицы и поговорки. Этот метод
используется многими моими коллегами. У многих на стендах по охране труда или
уголках природы можно найти пословицы и поговорки татарского народа на родном
языке. Это помогает знакомить не только с устным народным творчеством нашего
народа, но даёт ещё и развитие речи, помогает изучению и усвоению языка. С
учётом того, что у большинства людей зрительная память более развита, чем
слуховая, этот метод я использовала в прошлом году на общешкольном празднике
птиц. Каждому ребёнку, а их было в прошлом году 20, было дано задание выучить
стихотворение на татарском языке о конкретной птице, написать на плакате
название данной птицы на русском и татарском языках и разукрасить её. Дети не
только сами визуально работали с названиями птиц, но и при чтении стихотворения
на сцене держали плакаты перед зрителями. Конечно, для прочного усвоения
названий нужна систематичность и повторяемость. Эту работу мы повторим в апреле
– начале мая в классе.
У всех народов педагогическая культура складывается из одних
и тех же элементов. Сказки, мифы, поучительные рассказы, песни, стихи,
скороговорки. У нас в классе есть аудиокассета с национальными сказками на
татарском языке. Пробовала ставить её на уроках ИЗО и в ГПД. Дети с
воодушевлением приняли эту идею, но постепенно их интерес погас. Думаю, из-за
непонимания языка. Им пока ещё трудно воспринимать такой литературный язык. Но
к удивлению, слушать очень понравилось мне. Я надеюсь, что наши сегодняшние
перво-, второклассники, пройдя путь в 8-10 лет в нашей школе, изучая татарский
язык, так же, с воодушевлением и интересом, будут слушать и воспринимать такие
произведения в 9-11 классах, уже истинно понимая красоту и величие нашего
родного языка. Постигать глубину и мудрость народа, знакомясь с произведениями
на родном языке.
Гораздо раньше выступления в нашей школе Государственного
фольклорного ансамбля из г.Казани у нас появилась аудиокассета с записью их
концерта. Настолько часто мы слушали их выступления, что дети во время живого
концерта узнавали их номера, говорили, что это они уже слушали. Очень
профессиональный ансамбль, очень талантливые артисты, содержательное богатое
выступление, где много разнообразных музыкальных инструментов, разнообразие
очень чётко выполненных танцев, разное исполнение песен.
На
праздники мы разучиваем стихи на родном языке. Большой вклад в развитие речи
детей вносят уроки музыки, где дети разучивают песни на родном языке. Они их
поют везде: на уроках музыки, внеклассных мероприятиях, во время экскурсий.
Даже на остановке, когда мы ждём автобус для поездки на приглашённые
мероприятия, дети не стесняясь окружающих, запевали наши песни. Я помню себя и
своих сверстников, приехавших после окончания школы из татарских деревень в
город и стесняющихся при окружающих даже разговаривать на родном языке;
коверкали свои имена подделывая их под русские, стеснялись своего акцента. Это
были устои того времени, которые постепенно искореняются, и наши дети растут
намного здоровее нас по отношению к своему языку. По крайней мере, многие из
детей, которые учатся в нашей школе.
Ключевыми
характеристиками воспитания татарского народа на протяжении многих столетий
были любовь, гуманное и уважительное
отношение к детям. Рождение детей и их воспитание издавна считались для
родителей большим счастьем. Оно отражено в многочисленных традициях, в
произведениях разных жанров устного народного творчества. Правда, некоторые
обычаи устарели, стали невостребованы, и выпали из нашей жизни. Например:
младшему сыну в семье давать фамилию, производную от имени его дедушки по линии
отца или младшего сына оставлять после женитьбы хозяином отцовского дома.
Второй необходимой стороной традиции является воспитание в детях уважительного отношения
к старшим, почитание их мудрости. Уважение к старшим должно быть
неотъемлемой нормой, основываться не на страхе, а на преклонении перед
жизненным опытом. Уважительное отношение к старшим – одна из лучших черт
татарского народа.
Особое место среди обычаев занимает обычай гостеприимства, который содействует формированию таких
нравственных качеств, как дружба и товарищество, честность, скромность,
приучает делать добро другому человеку. Здесь же воспитываются способность к
дружбе, дружеская верность. Родители никогда не были равнодушными к выбору их
детьми друзей. Были различные обряды установления дружеских отношений
(ахиретлэшу – для девочек 10-12 лет. ) Например, моя мама до сих пор с
некоторыми женщинами называют друг друга «сирень», «ахирэт», «ландыш».Этот
обряд постепенно выпал из нашей жизни. Но его очень нетрудно возродить,
рассказав об этих обрядах нашим детям.
Татарского народа
всегда отличала скромность!
Скромность немыслима без умения вежливо относиться
к товарищам, родителям, старшим. Немалое место в достойной жизни человека
народная мудрость отводила честности.
Неразрывна связь с традицией взаимопомощи
между людьми. И все эти традиции мы воспитываем такими методами и
средствами, как: убеждение словом, народным фольклором( детский фольклор,
пословицы, поговорки, песни, сказки); назиданием(наставлением, поучением);
наказами(«не вытирай со стола руками – будет шум»); воспитанием на
примерах. Воспитание
вышеперечисленных качеств, основанные на наших народных традициях, возможно
тогда и только тогда, когда воспитатель, учитель, родитель и просто взрослый
сам обладает этими качествами или стремится их воспитать в себе, находится в
постоянной работе над собой. Только при подкреплении личным примером, когда
слова не расходятся с делами, можно добиться положительного результата.
В
своём выступлении больший акцент делаю на традиции народа. Школа наша новая и
говорить о наших традициях немного сложновато. Мы сейчас на стадии привития у
себя традиций. “Каз өмәсе”, “Сөмбелә”, “Аулак өй”, фестиваль
народной песни и др.Они пока представляются молодыми саженцами, но которые
смело и уверенно набирают рост и крепнут корни. Для этого нужно время. Хочется
отметить некоторые мероприятия, в которых принимает участие вся школа и которые
становятся или должны стать традицией.
«День
знаний», 1 сентября
Праздник,
посвященный началу нового учебного года, встрече учительского коллектива с
детьми и родителями после долгих летних каникул. Праздник первого школьного
звонка для первоклассников.
Надеюсь в нашей школе будет традицией«День
рождения школы», ноябрь
Праздник,
когда вся школа будет разбиваться на многочисленные площадки для игр,
конкурсов, соревнований, концертов, спектаклей. Кульминацией праздника будет являться
торжественный сбор в актовом зале, где будет объявлен лучший ученик года и
лучший учитель года, активный родитель года, отмечены дети, успешно
участвовавшие в городских и областных соревнованиях и конкурсах. Первоклассники
произнесут клятву ученика татарской школы и будут приняты в дружную семью.
Возможна почётная хронологическая запись в книгу летописи школы самых ярких
событий прошлого учебного года.
День пожилого человека
На
этот праздник собираются учителя, сотрудники, ушедшие из школы на заслуженный
отдых. Для них ученики будут готовить
праздничный концерт, символические подарки, звучать слова благодарности и
признания.
Курбан байрам», «Ураза байрам»
История
этого праздника уходит глубоко в древность. В школе этот праздник проводится
как дань уважения семейным традициям большинства учеников. Праздник
проводится с целью воспитания высоконравственных
позиций учащихся школы. Это праздник почитания и уважения, торжества добра и
справедливости.
День учителя
Праздник
шуточных представлений, стихотворных посланий, дружеских шаржов, школьных
газет, посвященных любимым, незабываемым, уважаемым — учителям. И уже традицией
становится проведение в этот день «Дня самоуправления»
Фестиваль татарской народной песни
Соприкосновение
с истоками татарской песни, звучание живого родного языка со всем его
многообразием и богатством — главное назначение этого фестиваля. Фестиваль
помогает передавать из поколения в поколение народные песни, сохраняя их
колорит и своеобразие.
«Зимняя фантазия»
Новый
год горячо любимый детьми праздник. Сделать его незабываемым, волшебным
помогают сами учащиеся и учителя школы. В течение предновогодней недели они
сочиняют сказку с новогодними чудесами, изготавливают декорации, шьют костюмы.
Вот сказка готова, приглашаются все
ученики и гости в мир зимней фантазии.
Экологический оздоровительный поход. Эта замечательная идея
поднималась и Лейсан Мансуровной,
поддерживалась и другими учителями, но почему-то не получалось всей школой
выйти на природу.
А
ведь это-мероприятие, позволяющее сплотить коллектив, проявить способности
детей вне школы, помогающее развивать познавательную активность учащегося,
стать ожидаемым и любимым. Мероприятие может носить краеведческий характер,
служит развитию экологической культуры учащихся.
День здоровья.Здоровый дух соревнований,
чувство дружеского локтя помогает укреплению коллектива. Вовлекаются в
участие и родители.
Последний звонок
Праздник
прощания со школой. Возможно в этот день можно ввести свои новые дополнительные элементы традиции. Например, во второй гимназии г. Казани в этот
день выпускники заходят на уроки в другие классы. Дети дарят им на память
заранее приготовленный сувенир, говорят напутственные слова.
Говоря
о традициях нашего класса, хочу сказать о традиции поздравлять именинника в начале
первого урока: заранее подготовлена часть доски с открыткой и словами
пожелания, именинник выходит к доске и все желающие поочерёдно встают, говорят
ему свои пожелания. Иногда ребята настолько мудрые и подмеченные дают
пожелания, что это очень интересно и разнообразно каждый раз. В этот день
имениннику особое внимание и предпочтение.
Делая итог по своему классу за 2 года воспитательной работы
с участием в национальных традициях, могу сказать, что дети значительно
изменились в лучшую сторону, чем они были на пороге 1 класса.
1. Как уже говорила: знают
песни на родном языке; без стеснения и с гордостью могут их петь. С
воодушевлением воспринимают народный песенный и детский фольклор.
2.С уважением и почтением
относятся к творчеству Г. Сагирова.
Личное знакомство с ним, с его стихами. В дальнейшем их ожидает близкое
знакомство с другими нашими талантливыми людьми.
3. Легко и свободно с чётками
и тюбетейками мальчики ходят в мечеть. 4.Меняется отношение ко взрослым.
Искореняется баловство ребёнка в семье. Здесь немаловажна взаимная работа с
родителями.
5.Некоторые дети пришли в
школу не зная языка, а уже в начале второго года обучения смогли показать на
праздник «Сембелә» целую сказку «Репка»
полностью на татарском языке. Разве это возможно без воспитания наших детей на
традициях татарского народа? И это ещё только начало. Главное –создать прочный
фундамент культуры, а развитие у каждого человека проходит через всю его жизнь.
И
завершая своё выступление, хочу ещё раз напомнить одни из самых основных сторон
воспитания на традициях татарского народа:
·
любовь, гуманное и уважительное отношение к детям.
·
воспитание в детях уважительного отношения к старшим,
почитание их мудрости
·
обычай гостеприимства
·
скромность
·
вежливость
·
взаимопомощь между людьми