Содружество Независимых Государств |
||||||
|
||||||
Штаб-квартира |
||||||
Члены СНГ |
|
|||||
Рабочий язык |
||||||
Исполнительный секретарь |
||||||
Страна-председатель |
||||||
Образование |
||||||
Население |
273 006 000 чел. |
|||||
Официальный сайт |
Содру́жество Незави́симых Госуда́рств (СНГ) — региональная международная
организация (международный договор),
призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее
входившими в состав СССР.
СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной
основе.
СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях
(Беловежская пуща) под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей,
констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права
и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности
народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к
демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на
основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны
договорились об образовании Содружества Независимых Государств.
Уже 10 декабря соглашение
было ратифицировано Верховными Советами
Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом
России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим
большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов,
«воздержались» — 7. 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча
президентов пяти центральноазиатских
государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало
Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при
условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания
всех государств СНГ в качестве учредителей.[3] Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев
предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения
вопросов и принятия совместных решений.
В организованной специально для этих целей встрече
приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных
республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом
стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской
декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней
закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет
осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты,
формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом
соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни
государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось
объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием,
фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и
(или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и
развитии общего экономического пространства. Констатировался факт прекращения
существования СССР с образованием СНГ.
Алма-Атинская встреча стала важной вехой в
государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она
завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ).[3] Последними государствами,
ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными
членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия
Первые годы существования организации в большей
степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав
государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о
Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых
Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав
государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на
основе консенсуса. Кроме того,
было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников
Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных
войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на
создание собственных Вооружённых Сил
Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества
Независимых Государств», основополагающий документ организации. 15 марта 1996
Государственная Дума РФ приняла Постановление № 157-II ГД «О юридической
силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17
марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»; пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых
Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР
Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР
Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов
РСФСР — высшим органом государственной власти РСФСР — не имело и не
имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза
ССР».
Крупнейшие города СНГ — Москва, Санкт-Петербург, Баку, Ташкент,Киев, Минск, Алма-Ата.
Согласно действующему Уставу
Содружества Независимых Государств государствами-учредителями
организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава
подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества
является те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства,
вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств
Для вступления в организацию потенциальный член
должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства
содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Кроме
того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это
государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях,
определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей
(это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов
Содружества по решению Совета глав государств).
Действующим Уставом регламентируется порядок
выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12
месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитария Устава. При
этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период
участия в Уставе.
Государство |
Дата ратификации |
Дата ратификации |
Дата ратификации |
не подписано |
|||
не подписано |
|||
не подписано |
|||
не подписано |
не подписан |
||
не подписан |
О своём намерении войти в СНГ, заявляли, в разные
годы, власти ряда непризнанных
государств, автономных регионов, а также государств-членов ООН. Практического продолжения такие декларации
до сих пор не имели. Заявления самопровозглашённых государственных образований,
по всей вероятности, следует рассматривать как элемент борьбы этих
государственных образований за получение самостоятельности, поскольку о
реальной возможности осуществления такого шага говорить не приходитсяСогласно
Уставу СНГ, для принятия нового члена этой организации с самостоятельным
статусом требуется согласие уже существующих участников, что фактически
означало бы поощрение сепаратизма на территории государств-партнёров и могло
привести к непредсказуемым последствиям Такие
декларации делали:
СНГ основано на началах суверенного равенства всех
его членов, поэтому, — все государства-члены являются самостоятельными
субъектами международного права.
Содружество не является государством и не обладает наднациональными
полномочиями.[27]
Основными целями организации являются:
К сферам совместной деятельности государств-членов
относятся:
Основная
статья: Органы СНГ
Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором
представлены все государства-члены и который обсуждает
и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год[30] Совет глав правительств СНГ координирует
сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической,
социальной и иных областях общих интересов. Собирается четыре раза в
год.[31] Все решения
как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на
основе консенсуса.[32] Главы двух этих органов СНГ
председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий
государств-членов Содружества.[33]
СНГ
· Содружество Независимых Государств возникло как непосредственный результат распада СССР. Участниками этого объединения являются 12 государств - все бывшие союзные республики СССР, за исключением прибалтийских. Такой состав в принципе позволяет СНГ обращаться к многочисленным проблемам, которые являются общими для всех стран-членов по причине их еще недавней принадлежности к единому государству. Однако превращение СНГ в нечто большее, чем инструмент «цивилизованного развода», все еще остается весьма проблематичным.
·
В принятом в
· СНГ не стало ни механизмом прямого или косвенного становления унитарного государства, ни инструментом интеграции как процесса формирования некоторой целости (подобного тому, который происходит в рамках ЕС). Однако не оправдались и скептические прогнозы, согласно которым сам существование этой организации лишено смысла по причин расходящихся интересов государств-членов. Никто из них не испытывает чрезмерного энтузиазма в отношении практических возможностей СНГ, но никто и не ставит вопроса о прекращении его существования. При всех расхождениях между участниками общим в их подходе к СНГ, по-видимому, является осознание того, что оно могло бы играть полезную, хотя и ограниченную роль в организации их взаимоотношений.
· Примером может служить обращение СНГ к проблематике обеспечения безопасности. В рамках этой организации не только принят ряд концептуальных документов на этот счет (например, Концепция коллективной безопасности), но и заключены некоторые конкретные многосторонние соглашения (например, по вопросам создания объединенной системы противовоздушной обороны или по вопросам сотрудничества в охране внешних границ СНГ). Немало решений принято и в контексте действий по поддержанию мира внутри постсоветского пространства; в частности, от имени СНГ осуществляются миротворческие операции в Абхазии и Таджикистане.
·
С другой стороны, даже в отношении указанных
операции мандат СНГ носит, по существу, формальный характер, фактически они
осуществляются только силами российских миротворцев, тогда как другие страны
никакого реального участия в этой деятельности не принимают. Вместе с тем
договариваться о сотрудничестве по военным вопросам нередко оказывается легче
вне рамок СНГ на двусторонней основе. Хотя ташкентский Договор о коллективной
безопасности (
· В более общем плане СНГ можно охарактеризовать как институциональную инфраструктуру многостороннего взаимодействия между независимыми государствами, возникшими на территории бывшего СССР, хотя это взаимодействие имеет лишь вспомогательный характер по отношению к их двусторонним связям, которые несут гораздо большую нагрузку. На современное состояние СНГ и его роль в международно-политическом развитии в постсоветском пространстве накладывают свой отпечаток несколько обстоятельств, которые оказывают крайне противоречивое воздействие на дальнейшее развитие этой организации
· 1 Объективно существующая взаимозависимость между странами, возникшими на территории бывшего СССР, создает весомые предпосылки для их сотрудничества по линии СНГ. Но одновременно такое сотрудничество может рассматриваться и как фактор, сдерживающий диверсификацию их взаимодействия с внешним миром. Поскольку такая диверсификация рассматривается в качестве важной задачи практически всеми постсоветскими государствами, это в определенной степени снижает приоритетность СНГ в их внешнеполитическом мышлении и поведении.
· 2 Превалирующее положение в этой организации, безусловно, занимает Россия, что обуславливает ее интерес к СНГ и временно делает ее единственно возможным лидером в рамках данного объединения, способным инициировать его поступательное развитие. Но для целого ряда других стран именно указанное обстоятельство является причиной осторожного подхода к СНГ как к образованию, которое является политически и экономически несбалансированным и способно увековечить доминирование одного участника и периферийное положение других.
· 3. СНГ дает возможность (пусть даже в большинстве случаев чисто формальную) организовать многостороннюю поддержку ряда акций, в которых заинтересованы отдельные страны Содружества, или инициировать его обращение к тем проблемам, которые для них являются особенно актуальными. Однако для других стран это может создать нежелательную перспективу вовлечения в такие ситуации, которые не затрагивают их напрямую.
· 4. Заинтересованность разных стран в налаживании многостороннего взаимодействия в рамках СНГ неодинакова, что привело к формированию ряда структур ограниченного состава внутри этой организации[4] . Такая меняющаяся «геометрия» сотрудничества между постсоветскими странами позволяет им быть более гибкими в налаживании связей друг с другом, но одновременно еще больше размывает перспективы консолидации СНГ как единого целого.
· 5. Для большинства государств-участников преимущества консолидированного выступления на международной арене пока еще далеко не очевидны. В результате, хотя СНГ с формальной точки зрения и обладает международной правосубъектностью, оно практически никак не присутствует на международной арене в качестве самостоятельно действующего лица. Это радикальным образом отличает СНГ от рассмотренных выше структур (например, ЕС или НАТО) в плане возможного воздействия на организацию международно-политического порядка в Европе.
· В целом можно сказать, что СНГ выполнило функцию минимизации негативных издержек процесса становления независимых государств на территории бывшего СССР и имеет шанс превратиться в межгосударственное объединение с устойчивой и авторитетной позицией. Но пока оно в гораздо большей степени представляет собой поле выявления различных (и зачастую несовпадающих) интересов стран-членов, нежели эффективный механизм их сплочения. Реальная роль этой организации даже в международно-политическом развитии внутри постсоветского геополитического пространства остается маргинальной. Выявление и реализация возможностей СНГ в плане воздействия на современные международные отношения - все еще дело будущего.